Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Оздоровительное плавание

1

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I Целевой раздел

3

1. Пояснительная записка

3

1.1. Цели, задачи и принципы по реализации Программы.

4

1.2. Принципы реализации программы

5

1.3. Значимые характеристики детей дошкольного возраста.
1.4. Планируемые результаты
II. Содержательный раздел

5
7

2.1. Образовательная деятельность

8

2.1.1. Учебный план

8

2.1.2. Требования к уровню подготовки воспитанников

9

2.1.3. Интеграция с образовательными областями

13

2.2. Формы, способы и средства реализации Программы с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

13

2.3. Организация и санитарно – гигиенические условия
проведения ООД
по плаванию
2.4. Взаимодействие с семьёй

15

31

III. Организационный раздел

32

3.1. Организация развивающей предметно – пространственной

32

Литература

25

среды

2

I Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Оздоровительное плавание»
разработана на основе методического пособия Н.Ж. Булгаковой «Водные виды спорта»,
программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду» в соответствии со
следующими нормативными документами:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. №58;

Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования от 17.10.2013, приказ №1155;

Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего
образования 28 февраля 2014 год № 08-249;

Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;

«Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и
общего образования (постановление от 05.07.2001. №505)»;

Устав МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 559
1.

Данная программа реализуется на базе МАДОУ – детский сад комбинированного
вида № 559 и ориентирована на детей дошкольного возраста (3-7лет).
Педагогическая
целесообразность
данной
образовательной
программы
обусловлена тем, что плаванье является одним из важнейших звеньев в воспитании
ребенка, способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует
деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно
расширяет возможности опорно - двигательного аппарата. Плавание - одно из лучших
средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Организация обучения
плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами
физкультурно-оздоровительной работы, так как, только сочетание занятий в бассейне с
рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный
результат в укреплении их здоровья и закаливания организма.
Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств
воспитания здорового ребенка, несомненно, является физическая культура.
Дополнительно к непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) по
физической культуре включается НОД по плаванию, которая, способствует
оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.
От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только
ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а
движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное
действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.
Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование
дошкольников, проживающих в климатогеографических условиях Урала, имеет свои
региональные особенности. Урал с его многообразием факторов, таких как: природноклиматические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся
биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.
Следствием резкого изменения природно–климатических условий являются
неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной
системы, а затем всех систем организма.
3

Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно
отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха
ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для
нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, на Урале
наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в
солнечном спектре. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в дошкольном
учреждении разработан гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована
физкультурно-оздоровительная работа.
В процессе работы в бассейне дошкольного учреждения выяснилось, что дети
разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении
плавательными навыками. Малышам было трудно делать сильный продолжительный
выдох в воду, что связано с физиологическими особенностями их органов дыхания, плохо
усваивают погружение в воду с открытыми глазами, выдох в воду.
Актуальностью выбранной темы заключается в том, что в последние годы заметно
возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка
уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в
подвижные игры во время прогулок, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются
интеллектуальным развитием своих детей.
Для данной программы «Оздоровительное плавание» исходя из цели программы и
целевой группы, для осуществления последовательно и в системе, разработан
перспективный план. Основными средствами занятий по плаванию являются физические
упражнения, выполняемые в воде:

для освоения с водной средой;

для освоения и совершенствования навыка плавания;

игры на воде;

на силовые способности;

на гибкость;

на выносливость;

на расслабление;

на дыхание;

на укрепление мышц поддерживающих осанку.
1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление
детского организма, формирование двигательной активности, развитие физической
культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы по обучению плаванию
Оздоровительные задачи:
 Приобщать детей к здоровому образу жизни;
 Активизировать деятельность различных внутренних органов и систем;
 Снятие статического напряжения,
 Содействовать закаливанию организма, профилактике простудных
заболеваний;
 Предупреждение искривления позвоночника и возникновения плоскостопия;
 Гармоничное развитие почти всех мышечных групп;
 Устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Образовательные задачи:
 Формировать навыков выполнения плавательных действий, связанных с
перемещением тела человека в водной среде;
 Развивать, выносливость, гибкость, силу, координацию движений,
чувство равновесия;
4



Развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических
упражнений под музыку;
 Формировать преставления о своем теле, о способах сохранения своего
здоровья.
Воспитательные задачи:
 Прививать гигиенические навыки;
 Побуждать стремление к качественному выполнению движений;
 Создавать у детей радостное и бодрое настроение.
1.2.Принципы реализации программы:
1.Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в
определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно
больший эффект, чем эпизодические.
2.Доступность.
Предполагает
постепенное
возрастание
требований,
соответствующих психологической, физической, координационной готовности к
обучению. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и
физическая нагрузка должны быть доступны детям.
3.Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников
является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых
упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать
интересным процесс обучения.
4.Наглядность. Предполагает использование наглядных пособий, ориентиров,
образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более
четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование
5.Последовательность и постепенность. При обучению детей плаванию простые и
легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует
форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним приступайте
только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.
Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о
них.
6.Индивидуальность подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и
возможностей ребенка в процессе обучения.
1.3.Значимые характеристики детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными
изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как
самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве
случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.
Характеристика особенностей развития детей
Организованная деятельность физическими упражнениями оказывает большое
влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир
ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества. Двигательная деятельность
считается как фактор развития человека.
Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным
развитием ребенка.
В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления,
происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к
представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое
решение двигательной задачи как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать,
чтобы исправить ошибку - представляет собой цепь умственных операций, которые
включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени
5

трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.
На шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно
развиваются двигательные способности.
В развитии мышц выделяются несколько “узловых” периодов. Один из них возраст
шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей,
но по- прежнему слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году
жизни заметно улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении
большинства движений. Резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной
системы у детей заметно расширяется.
Седьмой год жизни ребенка характеризуется продолжением активного
формирования осанки и свода стопы. Так, как костная ткань богата органическими
элементами, то скелет старших дошкольников все еще эластичен и подвижен деформации.
Это может стать причиной травм, не только конечностей, но и позвоночника. К
семи годам у ребенка хорошо развиты мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему
слабы мелкие мышцы. Сила мышц кисти рук увеличивается до 13-15кг к 7 годам. Сила
мышц туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза: с 15-17кг. (в3-4
года) до 32-34 кг.
К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту
- в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха
в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге-еще
больше. По данным специалистов, легочная ткань имеет большое количество
лимфатических сосудов, и респираторных бронхиол, поэтому для детей 6-7 лет
характерны болезни, связаны с воспалительными процессами в легких.
Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере
беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических
упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но
и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности
дошкольников.
На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и
точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого
равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия перцептивных, вестибулярных и
других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка
показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении
упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В
двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети
проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется
возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей
потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность,
инициативу в освоении новых видов движений.
1.4.Планируемые результаты
К концу 5-го года обучения, у детей 6-7 лет должны быть сформированы:
физические качества, навыки выполнения плавательных действий, связанных с
перемещением тела в водной среде. Должно увеличиться количество детей с правильной
осанкой, улучшиться координация движений, улучшение физического здоровья за счёт
повышения уровня сопротивляемости к простудному фактору у всех занимающихся.
Совершенствование нервно- психических процессов. Дети должны обогатиться не только
двигательным, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым опытом.
Содержание образовательного процесса в группах «Обучение плаванию»
определяется образовательной программой дошкольного учреждения, на базе которого
они открыты.
6

II Содержательный раздел
2.Образовательная деятельность
2.1.Учебный план
Продолжительность дополнительной услуги «Оздоровительное плавание» и их
количество для всех возрастных групп представлены в таблице:
Возраст

Кол-во в
неделю

Кол-во в
месяц

Время
занятий

Количество
детей

Кол-во занятий в
год

3-4 года

2

8

15-20 мин

10-12

64

4-5 лет

2

8

20-25 мин

10-12

64

5-6 лет

2

8

25-30 мин.

10-12

64

6-7 лет

2

8

25-30 мин.

10-12

64

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, пункта 12.7. Продолжительность нахождения в
бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе – 15-20
мин., в средней группе – 20-25 мин., в старшей группе – 25-30 мин., в подготовительной
группе – 25-30 мин.
2.1.1.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Уровень подготовки в младшей группе (3-4 года)
Задачи обучения

Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.
Обучать опусканию лица в воду.
Обучать различным видам передвижения в воде.
Обучать выдоху в воду.
Формировать навыки личной гигиены.
Способствовать воспитанию морально – волевых качеств
(смелость, настойчивость)
Воспитывать самостоятельность.

К концу года дети

Умеют передвигаться в воде по дну бассейна различными
способами.
Умеют опускать лицо в воду.
Умеют делать выдох в воду.
Погружаться в воду у опоры и без опоры.

Уровень подготовки в средней группе (4-5 лет)
В период освоения детей в воде, начинается этап, связанный с приобретением
детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно
надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные
движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды сопротивлением, поддерживающей силой и др.

7

Задачи обучения

Учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее
самостоятельно.
Знакомить с некоторыми свойствами воды.
Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на
границе воды и воздуха.
Учить различным прыжкам в воде.
Делать попытки лежать на воде.
Учить простейшим плавательным движениям ног.

К концу года дети могут. Погружать лицо и голову в воду
Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер
или до груди с помощью рук.
Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
Выполнять упражнение «Крокодильчик
Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
Пытаться выполнять выдох с погружением вводу.
Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
Выпрыгивать вверх из приседания в воде глубиной до бедер или
до груди.
Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и
на спине.
Пытаться скользить по поверхности воды.
Пытаться проплывать тоннель, подныривать под
гимнастическую палку.
Делать попытку доставать предметы со дна.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться,
вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.

одеваться

Уровень подготовки в старшей группе (5-6 лет)
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление
основных навыков плавания.
Задачи обучения

Продолжать знакомить со свойствами воды.
Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и
ориентироваться под водой.
Научить выдоху в воду.
Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на
груди.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время
скольжения на груди.

8

К концу года дети
могу.

Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под
гимнастическую палку.
Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение
«Ловец».
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на
задержку дыхания «Кто дольше».
Скользить на груди с работой ног.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Выполнять упражнение «Поплавок».

Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться;
принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их;
реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
Уровень подготовки в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это
не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами
плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих
чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма.
Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с
водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо
научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных
сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для
дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом
этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и
упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность,
уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать
приобретенные навыки.
Задачи обучения

Продолжать знакомить со свойствами воды.
Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль
на спине.
Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться
и ориентироваться под водой.
Научить выдоху в воду.
Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди
более продолжительное время.
Учить выполнять попеременные движения ногами во время
скольжения на груди и на спине.
Учить попеременные и одновременные движения руками во
время скольжения на груди и на спине.
Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении
на груди и на спине.

9

К концу года дети могут Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох
в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на
груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой
рук.
Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на
спине.
Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
Пытаться плавать способом на груди и на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться;
принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их
выполнять.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
- Расширение адаптивных возможностей детского организма;
- Повышение показателей физического развития детей;
- Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
- Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
- Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления
чувства радости и удовольствия от движения;
- Формирование нравственно-волевых качеств.
Требования к результату освоения программного материала детьми
занимающимися плаванием.
В результате освоения программного материала по плаванию дошкольники:
знают:
правила поведения в бассейне;
краткий обзор развития плавания;
краткие сведения о строении и функциях организма;
влияние плавания на организм;
правила ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при
проблемах на воде;
о назначении оборудования и инвентаря;
умеют:
правильно выполнять упражнения общей и специальной физической
подготовки;
правильно выполнять технику плавания способом кроль на груди и
спине, брасс, дельфин;
участвовать в спортивных состязаниях и праздниках;

10

самостоятельно проводить подвижную игру.
2.1.2.Интеграция с образовательными областями
Правильно организованный процесс обучения плаванию имеет высокий
образовательно - воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных
умений и навыков, но и знаний.
Образовательная область по ФГОС: физическое развитие
Образовательные области
Задачи
Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других
людях

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством
общения и культуры

Социально-коммуникативное Социально-коммуникативное развитие направлено на
развитие
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к
сообществу
детей
и
взрослых
в
Организации;
формирование основ безопасного поведения.
Художественно-эстетическое
развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (музыкального);
становление эстетического отношения к окружающему
миру; восприятие музыки; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей.

2.2.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не
испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это
наилучшим образом достигается проведением таких форм работы как, игры, забавы и
развлечения в воде. Игры и упражнения повышают интерес к НОД плаванием, позволяют
ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения
плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко
применяйте игровые упражнения и соревнования.
11

Формы организации детей:
 групповые;
 командные;
 индивидуальные.
Рекомендуемые формы НОД:

учебно-тренирующие;

сюжетные;

игровые;

контрольно-учетные;

в форме бесед (об истории плавания)

спортивные досуги, развлечения.
Методы обучения плаванию:
 Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ,
беседы, команды, распоряжения и указания.
 Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на
части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
 Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по
элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях,
изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных
движений.
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того
чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным,
экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья.
Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с
кроля на груди и на спине.
Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют
представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения;
соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора
упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание
движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в
полной координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
 ознакомление с движением на суше;
 изучение движений с неподвижной опорой;
 изучение движений с подвижной опорой;
 изучение движений в воде без опоры.
2.3.
Организация и санитарно – гигиенические условия проведения НОД по
плаванию
В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста могут применяться
следующие типы занятий: учебное, учебно-игровое; игровое, массового купания,
индивидуального обучения, контрольное.
Учебное занятие. Посвящается изучению нового материала. Например, на одном
из первых занятий дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных
построениях и различными способами: в шеренгах, «змейкой», по диагонали; грудью и
спиной вперед и т. д. На следующем занятии эти же передвижения усложняются
(быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы — левым (правым) плечом
вперед и т. д. На каждом последующем занятии целесообразно повторять материал
12

предыдущего для его закрепления.
Учебно-игровое занятие. Предполагает изучение новых упражнений и их
последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование
материала предыдущего занятия. Здесь может быть несколько вариантов.
На занятии изучаются новые упражнения или элементы техники, на что отводится
определенное время. Далее проводится игра, содержащая только что изученные
упражнения, затем эти же упражнения вновь изучаются в учебной форме и т. д.
Примерно две трети основной части занятия посвящаются изучению нового
материала в учебной форме, после чего в оставшееся время проводится игра, содержащая
этот материал и направленная на его дальнейшее изучение и совершенствование.
Изучается новый и достаточно сложный материал, после чего проводится игра, не
содержащая только что изученные упражнения, а имеющая главным образом
эмоциональную направленность. Далее проводится другая игра, уже насыщенная
движениями, составляющими новый материал. Делается это для физической и
психологической разгрузки организма ребенка.
Выбор варианта определяется физической и плавательной подготовленностью
занимающихся, степенью освоения материала, температурными условиями, предыдущей
или последующей занятостью детей и т. д.
Игровое занятие. Содержит игры и развлечения. Задачи такого занятия могут
быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка
степени его освоения; эмоциональное воздействие и т.д. Однако, нельзя исключать одно
очень важное обстоятельство, которое в работе с дошкольниками может сыграть
отрицательную роль в дальнейшем освоении навыков плавания: не следует увлекаться
командными и даже сюжетными играми на самых первых занятиях, когда у детей
различная степень плавательной подготовленности. Если совершенно неподготовленный
к пребыванию в воде ребенок будет настойчиво вовлекаться в такого рода игры, а педагог
не будет замечать шалости уже «опытных» детей (например, брызгание в лицо), то
подобные вольности могут развить у робкого от природы малыша водобоязнь. Сначала
выполняются несложные упражнения, затем они повторяются в игровой форме, далее
проводятся игры, с которыми дети предварительно знакомятся на суше, — таков путь
детей, впервые вступивших в контакт с «большой» водой. После прохождения начального
курса — изучения несложных упражнений — проведение игровых занятий, содержащих
уже знакомый материал, становится необходимым и обязательным. Игровые занятия
вариативны. Например, изучаются дыхание и скольжения: можно проводить игры,
содержащие только скольжения на груди или на спине, и после каждой из них
выполнять упражнения на
дыхание; возможно чередование игр в такой последовательности: содержащие
скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и, наконец,
преимущественно со скольжениями на спине. В игровых, как и в любых других, занятиях
выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.
Занятие индивидуального обучения. Проводят, как правило, родители в
естественных условиях или домашних бассейнах. Независимо от условий проведения
такое занятие имеет свою специфику и требует тщательной организационной и
методической подготовки.
Контрольное занятие. На нем проводится мониторинг плавательных
умений.
Диагностику целесообразно проводить в тестовой или в соревновательной форме.
Занятие массового купания. Его можно проводить с дошкольниками в летнее
время на естественных водоемах, соблюдая при этом необходимые правила. Занятия
этого типа, как правило, призваны способствовать закаливанию детей, их активному
двигательному
развитию,
выработке
умения
ориентироваться
в
воде,
совершенствованию ранее приобретенных навыков.
13

Основные средства, используемые на занятии, — игра и проведение
специальных плавательных упражнений в игровой форме, оборудование для проведения
занятий по плаванию. Планирование плавательной подготовленности детей,
посещающих группу «Оздоровительное плавание»
Наименование
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
упражнений
Упражнения на
+
+
+
+
+
+
+
суше
Упражнения для
+
+
+
+
освоения с водой
Упражнения в
+
+
+
+
+
+
+
воде:
дыхательные
упражнения
Упражнения по
+
+
+
+
+
+
+
освоению
специальных
плавательных
навыков
Ныряние в длину
+
+
+
Контрольные
+
+
+
+
+
+
+
занятия
Игры и эстафеты
+
+
+
+
+
+
+
на воде
+
Праздник на
воде,
соревнования
№

Тема

Май
+

+

+

+
+
+
+

Тематический план по обучению плаванию детей
Количество часов

1

Правила поведения и безопасности в бассейне

На каждом занятии

2

Упражнения на дыхание

На каждом занятии

3

Работа рук и ног у бортика стилем «кроль»

На каждом занятии

4

Погружения под воду (серийное)

На каждом занятии

5

Работа ног с неподвижной опорой в стиле «кроль»

По мере усвоения

6

Плавание на спине с подвижной опорой в стиле «кроль»

По мере усвоения

14

7

Плаваем на груди с подвижной опорой в стиле «кроль»

По мере усвоения

8

Лежание на груди с опорой

По мере усвоения

9

Скольжение на груди с подвижной опорой

По мере усвоения

10

Упражнения в технике плавания «кроль»

По мере усвоения

11

Скольжение на груди без опоры

По мере усвоения

12

Работа ногами стилем «кроль», без опоры

По мере усвоения

13

Вход в воду скольжением

На каждом занятии

14

Координация в работе рук и ног в стиле «кроль»

По мере усвоения

15

Лежание на поверхности воды без опоры

По мере усвоения

16

Плавание на груди удобным способом

По мере усвоения

17

На груди с полной координацией удобным способом

По мере усвоения

18

Отрабатываем навыки плавания удобным способом

По мере усвоения

19

Скольжение на спине

По мере усвоения

20

Скольжение и плавание на спине удобным способом

По мере усвоения

21

Плавание на спине удобным способом

По мере усвоения

22

Скольжение и плавание на спине в стиле «кроль»

По мере усвоения

23

По мере усвоения

24

Отрабатываем технику плавания на груди удобным
способом
Плавание на груди и спине удобным способом

25

Отрабатываем технику плавания удобным способом

По мере усвоения

26

Играем и плаваем

По мере усвоения

27

Техника работы рук на спине в стиле «кроль»

По мере усвоения

28

Отрабатываем технику плавания удобным способом

По мере усвоения

29

Скольжение сквозь обруч на груди, на спине

На каждом занятии

30

Свободное плавание удобным способом

По мере усвоения

31

Ныряние сквозь обруч

На каждом занятии

32

Техника плавания удобным способом

По мере усвоения

33

Итоговая деятельность

По мере усвоения

34

Свободное плавание

По мере усвоения

По мере усвоения

15

Итого

60

Учебно-тематический план занятий с детьми. Первый год обучения (3-4 года)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15
16
17.
18.
19
20

21

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
Техника безопасности
Расширение представлений о плавании
Ознакомление с водой. Учить не бояться
входить в воду, научить плескаться в ней
Умывание в воде бассейна. Плескание
Отработка движения рук в воде
Игры, связанные с привыканием к воде и
взаимодействием с ней
Передвижения по дну бассейна шагом
Передвижение по дну бассейна бегом
Передвижение по дну бассейна прыжками
Передвижения в воде по дну бассейна на руках
Опускание лица в воду, стоя на дне
Открывание глаз в воде, стоя на дне
Приседания в воде
Погружение в воду с опорой
Погружение в воду без опоры
Погружение с рассматриванием предметов
Скольжение на груди с опорой
Игры на освоения навыка скольжения
Закрепление пройдённого материала
Игры,
связанные
с погружением
в
воду,передвижением и ориентированием под
водой
Контрольное занятие (тестирование)
Итого:
Второй год обучения
Тема
Правила поведения в бассейне. Меры
безопасности в бассейне
Игры в воде, связанные с передвижением по дну
бассейна различными способами
Выдох перед собой в воздух
Выдох в на воду
Выдох в воду
Игры, с использованием выдоха в воду
Упражнение на всплывание
Лежание на груди
Лежание на спине
Игры, связанные с лежанием на груди и спине с
помощью инструктора

Кол-во часов
Всего
Теория Практ.
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
2

1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
35

1

Кол-во часов
Всего
Теория Практ.
2
2
1
1
1
1
1
2
3
2
2

1
1
1
1
1
2
3
2
2

16

11.
12.
13.
14
15
16
17
18

Упражнение на скольжение в воде с
вспомогательными снарядами
Выполнять скольжение на груди, отталкиваясь от
дна
Выполнение скольжения в сочетании с выдохом в
воду.
Выполнение скольжения в сочетании с
движениями рук
Скольжение на спине, отталкиваясь от дна.
Отработка движений ног в воде
Закрепление пройдённого материала
Контрольное занятие (тестирование)
Итого:

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2
2
2
32

2
2
2
2

Третий год обучения
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15

16
17

Тема

Кол-во часов
Всего
Теория Практ.
Правила поведения в бассейне. Меры безопасного
1
1
поведения в бассейне
Скольжение на спине в сочетании с дыханием
1
1
Скольжение на спине с движением рук
1
1
Игры, связанные со скольжением на груди и спине
1
1
Движение ног, опираясь на руки
1
1
Движение ног, лежа на груди с опорой
2
2
Движение ног, лежа на спине
2
2
Движения ног в скольжении на груди (по типу
2
2
кроля)
Движение ног в скольжении на спине (по типу
2
2
кроля)
Игры с использованием скольжения в сочетании
2
2
скольжения ног
Выполнение гребковых движений рук в
2
2
скольжении
Выполнение гребковых движений рук в
2
2
скольжении в сочетании с выдохом
Игры с использованием скольжения в воде с
2
2
движениями рук
Выполнение упражнений с выдохом при повороте
2
2
головы
Развитие и совершенствование координационных
2
2
возможностей в воде: обучение сочетаниям
движений рук и ног на задержке дыхания и с
выдохом в воду
Закрепление пройдённого материала
3
3
Контрольное занятие (тестирование)
4
4
Итого:
32
3

17

Четвертый год обучения
№ п/п

Тема
Всего

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15
16
17
18

Правила поведения в бассейне. Меры безопасного
поведения в бассейне
Развитие и совершенствование координационных
возможностей в воде: обучение сочетаниям
движений рук и ног на задержке дыхания и с
выдохом в воду
Передвижение по дну различными способами с
движением рук
Плавание за счет движения рук
Плавание с предметами
Освоение плавания на боку
Плавание на боку с поддерживающими средствами
Ныряние в длину
Совершенствовать движение ногами при нырянии
в глубину
Плавание за счет движения ног и рук на боку и
способом «кроль»
Плавание за счет движения ногами на груди и
спине способом «кроль» в сочетании с выдохом
Повороты тела в воде
Совершенствование задержки дыхания
Совершенствование плавания на груди
Совершенствование плавания на спине
Транспортировка предмета
Закрепление пройдённого материала
Контрольное занятие (тестирование)
Итого:

Кол-во часов
Теория Практ.
1
1
1

1

1

1

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

2

2

2

2

2
2
1
1
2
2
3
32

2
2
1
1
2
2
3

Содержание программы
Первый год обучения
№
Цель занятия
занятия
1. Техника безопасности. Экскурсия в бассейн.
Посещение занятий старших групп

Методический прием
Ознакомление с правилами
поведения в бассейне;
Знакомство с раздевалками,
душевыми, чашей,
оборудованием и игрушками.

18

2. Теория: Расширение представлений о купании
плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в
книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий,
просмотр мультфильмов «Крошка Енот»,
«Русалочка» и др.

Использование
художественного слова:
потешки, стихи, сказки
(«Водичка, водичка…»,
«Дождик, дождик пуще»,
«Кораблик» А.Барто и др.)
3. Практика:
Изготовление вместе с
Входить в воду самостоятельно, окунуться.
воспитателями и родителями
Упражнять в выполнении различных движений в поделок на водную тему
воде.
4. Входить в воду самостоятельно, действовать по
сигналу. Поддерживать положительный
настрой, интерес к занятиям.
5. Передвигаться по бассейну, энергично загребая
Обратить
внимание
на
воду руками.
правильность
выполнения.
Принимать горизонтальное положение тела
Опираясь
на
руки,
в воде.
передвигаться
в
таком
положении по дну бассейна.
6. Передвигаться в парах, действовать по сигналу. Освоение различных способов
передвижения (бег, ходьба,
прыжки в парах)
7. Упражнения ОФП, дыхательные упражнения
Правильное дыхание: вдохвыдох.
8. Делать плавный выдох в воду, действовать по
Передвижение в воде шагом,
сигналу. Тренироваться в погружении лица в
бегом прыжками, держась за
воду.
поручень, на носках,
приставными шагами с
различным движением рук.
9. Делать энергичные движения руками,
Передвижение по бассейну
передвигаясь в воде поперек бассейна.
поперек и врассыпную.
10. Закрепить умение делать выдох в воду.
Глубокий вдох, рот закрыт,
выдох в воду. Передвижение
по бассейну вдоль границ, по
кругу.
11. Работать ногами как при плавании способом
Действия с предметами:
«кроль», закреплять умение опускать лицо в воду. Плавательной доской,
различными игрушками. Игра
«Пароход в тоннеле»
- голова опущена в воду.
12. Продолжать делать движения ногами как при
Действия
с
предметами:
плавании способом «кроль», опускать лицо в
плавательной
доской,
обруч, играть с мячом.
различными
игрушками
(плавающими, тонущими,
надувными)
13. Открывать глаза в воде.Познакомить с играми для Воспитывать смелость и
ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и решительность.
большие ножки», «Лодочки», «Волны на море»
14. Погружение в воду до уровня пояса, плеч, шеи, Следить за правильным
подбородка, глаз, с головой,
задерживая выполнение движения.
дыхание, с выдохом в воду с образованием
пузырей
19

15. Продолжать делать плавный продолжительный
Показ упражнения.
выдох. Игры для приобретения навыков
Предложить показать это
погружения под воду: «Пружинка», «Уточки моют упражнение успешному
носик» и т.д.
ребенку.
16 Воспитывать в детях чувство сопереживания
за товарища. («Воздушный шар», «Дует, дует
ветерок» и др.)
17. Воспитывать в детях чувство сопереживания за
товарища. «Горячий чай», «Дуй на игрушку»,
Быстрые лодочки»
18. Закрепить знание цвета. Обучать технике
выполненияупражнения («медуза», «Звездочка на
груди», «Поплавок»), движений ног как при
плавании способом «кроль»

Дыхательная гимнастика в зале
сухого плавания

19. Ориентироваться в водном пространстве.
«Звездочка на груди», «Поплавок», «Медуза»,
«Стрела»
20. Пролезать в обруч, погружая голову в воду.
Работать ногами как при плавании способом
«кроль» (из исходного положения, сидя, лежа с
опорой и без опоры). Игры: «Фонтан».

Техника выполнения
упражнений на освоение с
водой у опоры и без.
Техника работы ног как при
плавании способом кроль

Упражнение на дыхание в
воде.
Обучение техники выполнения
упражнений в воде

21. Ходить с наклоном туловища вперед. Скольжение Следить за правильным
на груди, держась за руки инструктора, за
дыханием (быстрый
поручень, опираясь на дно (идти на руках, на вдохи плавный выдох)
плавательную доску, без опоры, работая ногами
как при плавании способом кроль»
22. Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки Личный пример, показ навыка
плывут, «Стрела», «Смелые ребята»
скольжения, действовать в
парах.
23. Выпрыгивание из воды.
Предложить показать это
упражнениеуспешному
ребенку.
24. Окунаться с головой под воду. Достать
Следить за техникой
предмет со дна.
выполнения.
25. Познакомить детей с понятием
Показать это упражнение«всплывания», и «лежания» на воде.
смотри внимательно.
26. Продолжать подныривать под предмет.
Действия с предметами.
27. Делать круговые движения руками. Наклон
Закрепить полученные знания.
туловища над водой.
28. Вспомнить пройденный материал.
Закрепить полученные знания.
29. Закрепить игровое упражнение «На буксире»
Закрепить полученные знания
30. Закрепление пройденного материала.
31. Закрепление пройденного материала.
32. Тестирование (контрольное упражнение)

Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа.
Подведение итогов.

20

Диагностика уровня развития детей 3 – 4 лет
№

Фамилия Водобоязнь
имя
ребенка
Н.г. К.г.

Ходьба
Н.г. К.г.

Н.г.

Бег

Прыжки

К.г.

Н.г.

К.г.

Погружение Уровень
в воду
развития
ребенка
Н.г. К.г. Н.г. К.г.

1.
2.
3.
Водобоязнь

ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и
скованно ведет себя

Ходьба в воде

ребенок
ходит
в
воде
по
одному,
группой, в
заданном направлении, до условного
места, на носках, по кругу
ребенок бегает в воде в произвольном направлении; шлепая
ногами, поднимая брызги, падает в воду, убегает от взрослого

Бег

воду

Прыжки

ребенок подпрыгивает на двух ногах, на месте, отталкиваясь
ладонями о воду и приседая на двух ногах, продвигаясь вперед;
прыгает вперед в длину с места, подпрыгивает и падает в воду вперед

Погружение в

Ребенок погружается в воду с головой, с открытыми
глазами, задержав дыхание; короткие погружения

Уровни усвоения программы:
Н – низкий: Ребенок действует только с инструктором.
С – средний: Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе
предварительного показа.
В – высокий: Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм,
самостоятельно делает освоенные движения.
Второй год обучения (4-5 лет)
№
Цель занятия
занятия
1. Беседа о правилах поведения в бассейне,
личная гигиена, о пользе плавания.
Диагностика.
2. Техника безопасности. Закрепление правил
поведения в бассейне (через игровые
ситуации).
Посещение занятий детей старшей группы.

Методический прием
Организованный вход в воду
(индивидуально)
Посещение занятий детей старшей
группы.

21

3. Теория.
Использование художественного слова:
загадки, стихи, сказки.

Рассматривание альбомов,
иллюстраций, фотографий,
энциклопедий; беседы, просмотр
мультфильмов «Русалочка»,
«Приключение рыбки Немо» и др.

4. Лежать на воде на груди

Изготовление вместе с
воспитателями и родителями
игрушек и атрибутов
для занятий плаванием.
Делать
выдох в воду
(однократно многократно)
Выполнять движения уверенно,
самостоятельно

5. Продолжать делать плавный выдох в воду.
6. Передвигаться в воде

22

7. Развивать фантазию, дыхательные
упражнения
8. Работать руками и ногами как при плавании
«кроль»
9. Проходить в обруч, не держась за него
руками.
10. Проверить навыки усвоения материала
11. Работать руками как при плавании
способом «кроль»
12. Принимать безопорное положение на воде,
делать плавный выдох.

Различные эстафеты.
У опоры, в движении.
Свободное плавание.
Упражнения на погружения, лежание.
Свободное плавание.
Движение рук как при плавании
способом кроль без опоры.
Доплывать до финиша.
Четкая координация движений.

13. Выполнять движения в соответствии с
текстом.
14. Создать условия для освоения полученных Выполнять движения сериями.
навыков.
15. Закрепить умение считать до пяти под водой. Погружать прыжок в воду. Прыжок.
16 Познакомить со стилем плавания «дельфин» Энергичное отталкивание от дна.
«Прыгни выше».
17. Лежать на воде без поддержки взрослого.
Спокойно дышать.
Расслабиться.
18. Принимать безопорное положение на воде, Задержка дыхания. Выполнение
работать руками и ногами как при
продолжительного
п лавании «кроль». Погружать лицо в воду. плавного выдоха.
19. Принимать безопорное положение.
Отрабатывать задержку дыхания.
Согласовывать слово с движением,
Свободное плавание.
закрепить понятие «вправо-влево».
Индивидуальная работа.
20. Закрепление пройденного материала.
Отрабатывать задержку дыхания.
21. Принимать безопорное положение на воде, Задержка дыхания.
работать руками и ногами как при способе «Торпеда» с выдохом вводу.
«брасс»
22. Закрепить умение передвигаться по дну
Работать ногами как при способе
Бассейна на руках, работать ногами с
кроль. Не останавливаться после
продвижением вперед.
выполнения движения.
23. Переворачиваться с груди на спину.
Четкая координация движений.
Принимать безопорное положение. Работать Выполнять по свистку.
руками и ногами как при способе кроль на
груди и спине.
24. Скользить на груди с разным положением
Тело лежит горизонтально, ноги в
рук, задерживать дыхание продолжительное коленях не сгибать.
время
25. Учить скольжению на спине.
Показать это упражнение - смотри
внимательно.
26. Учить выдоху во время скольжения на
Опробовать упражнение «поплавок»
груди, закреплять умение свободно лежать на
воде, всплывать.
27. Продолжать учить лежанию на груди и
Выполнять полную группировку тела.
спине, всплыванию, переворотам.
При поворотах туловища
в воде
Руки выполняют гребковые движения.
23

28.
29.
30.
31.
32.

Контрольное занятие

Проверить правильность выполнения
тестовых упражнений.
Закрепление пройденного материала. Повторение, свободное плавание.
Закрепление пройденного материала. Свободное плавание «смелые ребята»
Диагностика
Индивидуальная работа.
Открытое занятие
Подведение итогов.

Н.г Урове нь
развити
К.г

Н.г Скольжени
е на спине и
К.г на груди
Н.г Открывание
К.г глаз

Н.г Вдох и
выдох в воде
К.г

К.г

Н.г Прыжки

К.г

Н.г Бег

К.г

Н.г Ходьба

№ Фамилия имя
ребенка

Н.г Погружен ие
в воду
К.г

Диагностика уровня развития детей 4-5 лет

1.
2.
3.
Ходьба

ребенок ходит в полуприсяде на глубине по пояс, наклонив голову
вперед, держа в вытянутых вперед руках игрушку или помогая себе
руками назад, делает «мельницу»

Бег

ребенок бегает в воде быстро или медленно, наклонившись вперед,
сложив руки лодочкой, играет в догонялки

Прыжки

ребенок подпрыгивает в воде на мелком месте, выпрыгивая так
высоко, чтобы ступни показались над поверхностью; подпрыгивает
с погружением, приседает и подпрыгивает на более глубоком месте
Погружение в воду
ребенок полностью погружается в воду с подныриванием под
предмет
Вдох и выдох в воде
ребенок делает «воронку», «козырек», пускает пузыри, над водой
Скольжение на спине и навдыхает через рот, в воде выдыхает через нос и рот ребенок из
положения на корточках отталкивается от дна одновременно двумя
груди
ногами, голова при этом находится между вытянутыми вперед
Открывание глаз
руками, лицо опущено в воду ребенок ныряет и собирает игрушки
с открытыми глазами
Уровни усвоения программы:
Н – низкий: Ребенок действует только с инструктором.
С – средний: Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе
предварительного показа.
В – высокий: Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм,
самостоятельно делает освоенные движения.

24

Третий год обучения (5-6 лет)
№
Цель занятия
занятия
1. Техника безопасности.
Закрепление правил поведения в бассейне
(через игровые ситуации).
2. Проверить плавательные умения детей в
соответствии с их возрастом.
3. Прыгать солдатиком, всплывать, лежать на
воде.

Методический прием
Просмотр картинок.
Диагностика.

С помощью инструктора.
Ноги прямые, мяч держать двумя
руками, прижимая к груди.
4. Скользить на груди с предметами.
Тело лежит горизонтально, ноги
не сгибать (работает стопа)
5. Скользить на спине с предметами.
Тело лежит горизонтально, ноги
не сгибать (работает стопа)
6. Закрепление пройденного материала
Воспитывать решительность и
смелость.
7. Работать в парах. Учить скольжению на
Плавание с кругом в разном
груди и спине.
положении. Игра «Буксир»
8. Прыжки и выпрыгивание из воды.
Энергичное отталкивание от
бортика.
9. Прыгать с бортика различным способом.
Боком, спад, брасс.
Работать руками как способом
«брасс».
10. Закрепление пройденного материала.
Закрепить.
11. Показать на занятии все полученные умения Следить за правильностью
и навыки.
12. Работать руками стиль «кроль»
Наклон над водой и работа
руками.
13. Работать руками стиль «кроль», плавать на Следить за работой рук.
груди с помощью движений рук.
14. Вспомнить и закрепить старые игры.
Совершенствован6ие плавания с
доской, мячом.
15. Спрыгивание с бортика, работа рук способом Упражнять в движении руками и
«брасс»
ногами способом «брасс», ноги
работают как способом «брасс».
Руки совершают четкий гребок.
16 Закрепление пройденного материала.
Контроль со стороны
инструктора, правильность
выполнения задания.
17. Прыжок в воду, руки вытянуты вперед
Тело лежит горизонтально, ноги
«стрелочка»
выпрямлены в коленях.
18. Плавание способом «брасс», совершая
движения руками и ногами.
19. Работать руками стиль «кроль»,

Тело лежит горизонтально.
Закрепить навык «выдох сериями»

25

«брасс», делая выдохи в воду сериями.
20. Закрепление пройденного материала

Контроль со стороны инструктора.
Эстафеты.
21. Ознакомить детей с входом при повороте Перекаты тела выполнять
головы на плечо, учить плаванию способом в
полной
группировке.
«кроль на груди и спине при помощи работы Упражнения с мячом.
рук.
22. Делать вдох при повороте головы на плечо, Выдох в воду продолжительный,
и плавному выдоху в воду, выдохи сериями. Выполняется толчками, губы
трубочкой.
23. Учить кратковременному подныриванию,
Четкая координация движений.
задерживая дыхание на выдохе
Выполнять по свистку.
24. Закрепление пройденного материала,
Выполнять
движения
воспитание чувства коллективизма.
соответственно
тексту.
Не
заваливаться при плавании
на боку.
25. Согласовывать движения рук и дыхания при Скольжение на груди. Следить
плавании «кролем» на груди.
за положением стопы: в кроле –
вытянута, в брассе-взята на себя.
26. Согласовывать движения рук и дыхания при Обратить внимание на технику
плавании «кроль» на груди, приспосабливать выполнения. Не сгибать колени,
движения ног к движению рук при плавании ноги
прямые,
движения
«кроль»
ритмичные, свободные.
27. Согласовывать движения рук и дыхания при Обратить внимание на технику
плавании «кроль» на спине.
выполнения. Не сгибать колени,
ноги прямые, движении
ритмичные, свободные.
28. Согласовывать движение рук, ног и дыхание Перекаты тела выполнять в
при плавании способом «кроль» на груди,
полной группировке.
спине.
Поддерживать определенный
темп.
29. Открытое занятие.
Повторение, свободное плавание.
30. Проверить плавательные умения и навыки в При плавании в парах держать
соответствии с возрастом.
товарища легко, не сдавливать.
Свободное плавание.
31. Совершенствовать задержку дыхания.
Тестовое задание.
32. Диагностика
Индивидуальная работа.

К.г.

Уровень
развития
ребенка
Н.г

К.г.

Н.г

Плавание

Открывание
глаз
К.г.

Н.г

К.г.

Скольжение
на спине и на
груди
Н.г

К.г.

Вдох и выдох
в воде
Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

Бег
К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

Прыжки

Фамилия имя
ребенка
Ходьба

№

Погружение в
воду

Диагностика уровня развития детей 5 – 6 лет

1.
26

2.
3.

Ходьба

ребенок ходит на руках по дну бассейна: при разной
глубине воды с различными движениями рук, вперед и назад

Бег

ребенок бегает с прыжками в воду на глубине по пояс, помогая
себе гребковыми движениями рук медленно и быстро, с
высокоподнятыми коленями
ребенок подпрыгивает с погружением в воду на двух
ногах с продвижением вперед
ребенок полностью погружается в воду с задержкой дыхания и
с выдохом в воду
у ребенка дыхание произвольное; вдох над водой,
погружение с выдохом в воду
ребенок энергично отталкивается от дна, скольжение на
груди с опорой, с задержкой дыхания и выдохом в воду,
ноги вытянуты, носки оттянуты
ребенок ныряет и собирает игрушки с открытыми глазами
ребенок плавает с доской, игрушкой (колени согнуты,
носкиоттянуты, поднимание головы на вдохе и погружение
лица в воду на выдохе)

Прыжки
Погружение в воду
Вдох и выдох в воде
Скольжение на спине и на
груди
Открывание глаз
Плавание

Уровни усвоения программы:
Н – низкий: Ребенок действует только с инструктором.
С – средний: Ребенок способен самостоятельно выполнять движения на основе
предварительного показа.
В – высокий: Ребенок проявляет стойкий интерес к движениям и играм,
самостоятельно делает освоенные движения
Четвертый год обучения (6-7 лет)
№
занятия

Цель занятия

Методический прием

1. Техника безопасности.
Просмотр картинок, вспомнить все
Закрепление правил поведения в бассейне
что умеют.
(через игровые и проблемные ситуации).
2. Проверить плавательные умения детей в
Диагностика.
соответствии с их возрастом.
3.
Познакомить с видами прикладного Все
прыжки
с
помощью
плавания: ныряние в длину, глубину, инструктора. Ноги прямые, мяч
плавание на боку.
двумя руками возле груди.
4. Освоение плавания на боку.
Тело горизонтально, носок
ноги на себя.
5. Скользить на спине с предметами.
Тело лежит горизонтально, ноги
не сгибать. Стопа работает какпри
плавании на спине.
6. Нырять в длину. Прыжок в горизонтально
Показ подготовленного ребенка.
лежащий обруч.
27

7. Освоить переход с плавания на спине с
плавания на боку.

При повороте в правую сторону,
правую руку опускаем вниз, а левая
рука проносится по воздуху и
входит в воду, начиная гребок.

8. Прыжки в воду различными способами.

Прыжки солдатиком с помощью
инструктора.
9. Применение спасательного круга.
Буксировка товарища с помощью
круга. Работа ногами способом
кроль. Игра «Спасатели»
10. Нырять в длину. Упражнение «Медуза»
Закрепить.
11. Транспортировка предмета.
Тренировка задержки дыхания.
12. Изучение техники плавания на боку.
Упражнение «Винт». Движения
выполнять плавно. Пальцы на
руках сомкнуты.
13. Плавание на боку с доской, мячом.
Вдох-выдох сериями.
Следить за работой рук.
14. Нырять в длину и глубину
Комбинированная эстафета. Игра
«Тоннель»
15. Задерживать дыхание. Движение рук при
Движения руками и ногами
нырянии в глубину.
способом «брасс»
16 Повороты туловища в воде.
Правильность выполнения.
17. Плавание со спасательным кругом. Плавание Тело горизонтально, ноги
на спине и груди.
не сгибать.
18. Плавание в разном положении тела.
Скольжение в группировке, колени
поддерживать руками. Энергично
отталкиваться ногами от бортика.

Н.г Уровень
развития
К.г
ребенка

К.г

Н.г Плавание

Н.г Открывание
глаз
К.г

Н.г Скольжение
на спине и на
К.г груди

Н.г

К.г Прыжки

Н.г

К.г Бег

Н.г

Фамилия имя
ребенка
Н.г
К.г Ходьба

№

К.г Погружение
в воду
Н.г Вдох и выдох
в воде
К.г

Диагностика уровня развития детей 6 – 7 лет

1.
2.
3.
Ходьба
Бег

ребенок ходит на руках по дну бассейна: при разной глубине воды
с различными движениями рук, вперед и
назад
ребенок бегает с прыжками в воду на глубине по пояс, помогая
себе
гребковыми движениями рук медленно и быстро, с высоко
поднятыми коленями
28

Прыжки

ребенок подпрыгивает с погружением в воду на двух
ногах с продвижением вперед
Погружение в
ребенок полностью погружается в воду с задержкой дыхания и с
воду
выдохом в воду
Вдох и выдох в у ребенка дыхание произвольное; вдох над водой,
воде
погружение с выдохом в воду
Скольжение на ребенок энергично отталкивается от дна, скольжение на груди с
спине и на груди
опорой, с задержкой дыхания и выдохом в воду,
ноги вытянуты, носки оттянуты
Открывание глаз ребенок ныряет и собирает игрушки с открытыми глазами
Плавание
ребенок плавает с доской, игрушкой (колени согнуты,
носки оттянуты, поднимание головы на вдохе и погружение лица в
воду на выдохе)

Диагностика эффективности реализации программы
Мониторинг плавательных способностей детей проводится два раза в течение
учебного года: в первые две недели сентября и последние две недели мая. В качестве
критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений для каждой возрастной группы.
Результаты диагностики фиксируются в протоколе.
2.4. Взаимодействие с семьей
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм
работ с родителями.
Реализуются следующие формы поэтапно:
На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах
оздоровления детей, отношение родителей к обучению плаванию в детском саду. Чаще
всего это происходит путем анкетирования.
Второй – подразумевает составление перспективного плана и плана работы с
родителями.
На третьем – родителей знакомят с данными о состоянии детей и мероприятиями
по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.
На четвертом этапе устанавливается партнерские отношения между инструктором
по плаванию, педагогами и родителями с целью внедрения программы оздоровления
дошкольников посредством плавания.
Традиционные формы взаимодействия инструктора по плаванию с родителями
(родительские собрания, конференции, открытые занятия, праздники) активно
используются нашем ДОУ.
Родительские собрания, конференции – это действительные формы работы с
родителями, знакомящие с задачами и методами обучения детей плаванию (с учетом
возрастных особенностей воспитанников, пропагандирующие лучший опыт семейного
воспитания. Наиболее доступная и эффективная форма установления связи инструктора
по плаванию с семьей – беседы, во время которых можно обменяться мнениями или
оказать родителям своевременную адресную помощью в обучении детей плаванию.
Групповые, индивидуальные и тематические консультации организуются с целью
получения ответов на все интересующие родителей вопросы.
Формы взаимодействия с родителями по обучению плаванию:
открытые показы занятий по плаванию; анкетирование, тестирование родителей;

создание аудио, видео, фото, медиатеки по плаванию;

индивидуальные и групповые консультации;
29








проведение спортивных праздников, досугов с участием родителей;
консультации, семинары – практикумы для родителей;
родительские собрания;
конкурсы с участием родителей;
дни и недели открытых дверей;
оформление наглядного материала по обучению плаванию.

III Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства бассейна, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет
использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить
приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность,
постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее
пространство, повышают интерес к НОД, позволяют использовать дифференцированный
подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным,
удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен
таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться
в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться
плавать.
Все
пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в
установленном порядке.
Список средств обучения
1.
Плавательные круги.
2.
Обручи плавательные.
3.
Доски.
4.
Резиновые и надувные игрушки.
5.
Нарукавники.
Используемая методическая литература для реализации Программы
1.
Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника /
Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
2.
Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников:
Учебно-методическое пособие/Л.Н.Волошина. – М.:АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и
воспитание).
3.
Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном
образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
4.
Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и
программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /
Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
5.
Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение,
1993
6.
Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.:
Физкультура и спорт,1974.- 95 с.- ( Азбука спорта ).
30

7.

Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт,

1983.-288с.
Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского
сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
9.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском
саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева,
Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- №
6, 7.
11. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ:
Методическое рекомендации / С.Д.Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112 с.- ( Библиотека
руководителя ДОУ).
12. Тарасова Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста:
Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова.-М.:ТЦ
Сфера, 2005.-176 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

8.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».