31.03.2024
Родители, которые собираются привести своего ребенка в школу в предстоящем учебном году, испытывают не только радость и приятное волнение, но и тревогу.
Для снижения уровня собственной тревожности родителю целесообразно своевременно (за несколько месяцев до поступления в 1 класс) проанализировать следующие 5 контрольных «точек» в актуальном состоянии ребенка:
1. Физическая форма
Это состояние здоровья ребенка, его физическое развитие.
2. Интеллект
Это познавательный компонент готовности к обучению – знания и умения, которыми обладает ребенок, уровень развития его познавательных функций – памяти, внимания, мышления.
3. Коммуникации
Это коммуникативный компонент готовности – умение устанавливать контакт, умение сотрудничать, умение взаимодействовать, воспитанность (знание базовых основ этикета), умение решать проблемы во взаимодействии самостоятельно и цивилизованно.
4. Воля
Так называемый регулятивный компонент готовности – умение ставить цель и достигать результата, умение подчинять свои желания воле и умение управлять своими желаниями, умение справляться с неудачей. Это про «нужно делать то, что нужно, а не то, что хочется».
5. Мотивация
Это личностно-мотивационный компонент готовности – наличие познавательного интереса, сформированное желание учиться, принятие ребенком роли ученика.
Что делать, если в результате такого анализа Вы обнаружили «слабые» места? Зачастую, родители недооценивают собственную роль в подготовке ребенка к обучению в школе, уповая на посещение хорошей «подготовишки» и опытного педагога. А зря…
Рассмотрим 10 верных шагов родителей для формирования «школьной зрелости» ребенка:
Шаг 1. Укрепление нервной системы ребенка.
Безусловно, начало обучения в школе – некий стресс для организма. Способность же справляться со стрессом зависит от общего состояния здоровья и состояния нервной системы. Важно развивать у ребенка стрессоустойчивость. Этому способствуют: наличие режима дня, оптимальность умственной и физической нагрузки, активный отдых и двигательная активность, умение расслабляться и снимать напряжение. Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий во всевозможных кружках, секциях, научите проговаривать свои чувства, обучите простейшим приемам саморегуляции - успокаивающему дыханию, самомассажу рук.
Шаг 2. Развитие мелкой моторики руки.
Хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта и речи. Рука – вышедший наружу головной мозг. Важно уделять этому систематическое внимание. И это отнюдь не прописи и утомительное сидение за письменным столом! Все «занятия для рук» - в пользу: от лепки, собирания мозаики и конструирования до пальчиковых игр, теневого театра и бытовых заданий с мелкими предметами. Заниматься можно в любой обстановке и условиях: лежа на диване, гуляя по улице, находясь в транспортной «пробке»…
Шаг 3. Развитие познавательного интереса и логического мышления.
Разбирайте и обсуждайте с ребенком те вопросы, которые интересуют именно его. Важно «идти за ребенком» в ту сторону, где его что-либо заинтересовало, а не бежать «впереди паровоза», предлагая ему свою собственную программу изучения мира.
Шаг 4. Развитие внимания и умения концентрироваться.
Тренировать устойчивость внимания можно в формате различных игр, а также бытовых поручений (что-то найти в обстановке, посчитать глазами). Поручите ребенку какое-то несложное домашнее дело, которое постепенно он смог бы выполнять на протяжении 15-20 минут, не отвлекаясь.
Шаг 5. Развитие умения коммуницировать.
«Не воспитывайте своих детей. Воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас». Эта английская пословица как нельзя лучше отражает один важный принцип воспитания – личный пример. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок успешно общался с людьми, стоит объективно посмотреть на то, как процесс общения происходит в Вашей семье, между Вами и Вашим ребенком. Семья – первый микросоциум.
Шаг 6. Формирование устойчивой позитивной самооценки.
Позитивное отношение ребенка к самому себе, чувство уверенности в собственных силах зависят от отношения к нему родителей. Важно сформировать здоровое отношение к ошибкам (каждый имеет право на ошибку, ошибка – не катастрофа, а полученный ценный опыт). Учите ребенка делать выводы из ошибок. Научите ребенка испытывать радость от достижений и успехов, прежде всего, научитесь сами замечать то, что Ваш ребенок делает хорошо. Не забывайте использовать похвалу, советоваться с ребенком. Доверьте ему сделать какое-то важное дело (в соответствии с его возрастом), создавайте ситуацию успеха, чтобы дать возможность ребенку ценить самого себя.
Шаг 7. Развитие самостоятельности и ответственного поведения.
Научите ребенка прибирать и поддерживать порядок в собственной комнате, следить за своей одеждой и ее состоянием и другим простым, но очень ценным для школьной жизни навыкам.
Предоставляйте возможность ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами. Если Вы решаете все затруднения за ребенка сами, тем самым его оберегая, Вы не позволяете своему ребенку развиваться, в целом ослабляя его способности. Помните, что одна из ключевых задач родителей - научить ребенка делать что-либо самостоятельно. Хорошо, если у Вашего ребенка есть или появится домашняя обязанность, которую никто с ним не разделяет (уход за домашним питомцем, поливка цветов, уборка на своем письменном столе)
Шаг 8. «Правильные» беседы о школе.
Обязательно расскажите о школе (что это такое?). Поделитесь с ребенком добрыми воспоминаниями о школьных годах, расскажите смешные истории из своей школьной жизни. Если есть такая возможность, то сходите вместе с ребенком в ту школу, в которую планируется поступление. Поиграйте в школу дома, обязательно предоставив возможность ребенку побыть в роли не только ученика, но и учителя. Смотрите вместе с ребенком фильмы, мультфильмы о школе, обсуждая волнующие и непонятные для него моменты. Старайтесь находить позитивные акценты в информации о школе, формируя положительное отношение к ней.
Шаг 9. Создание благоприятной обстановки в семье.
Перед началом обучения и непосредственно в сам период начала обучения в 1 классе постарайтесь, по возможности, отложить такие события в Вашей семье как: смена места жительства, развод, появление нового члена семьи (рождение другого ребенка). Эти стрессоры могут осложнить процесс адаптации ребенка к новой деятельности – учебной. Позаботьтесь о благоприятной психологической обстановке в семье, эмоциональной поддержке ребенка в такой важный этап его жизни.
Шаг 10. Своевременное обращение к специалисту.
Если остается тревога по какому-либо вопросу, связанному с подготовкой ребенка к обучению, важно не «заражать» своей обеспокоенностью будущего первоклассника. Рассмотрите возможность обращения к соответствующему специалисту (психологу, врачу). Он обязательно поможет объективно посмотреть на Ваш вопрос и оценить ситуацию.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.03.2024
Дата обновления: 16.05.2024
Дата публикации: 31.03.2024