Правило № 1. Не допускать негативной оценки деятельности ребенка («Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.»).
Негативная оценка деятельности ребенка распространяется на его личность, что формирует низкую самооценку и комплекс неполноценности. Правило № 2. Обращать внимание на интонацию, эмоциональную окраску высказывания, обращенного к ребенку. Правило № 3. Не сравнивать ребенка (его дела, поступки) с кем-то другим. Ребенка нельзя никому противопоставлять, поскольку это приводит к возникновению негативизма, эгоизма и зависти. Ребенок должен воспринимать себя только благоприятно (как норму), лишь тогда он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки. Правило № 4. Не допускать резких изменений в характере воспитательных воздействий. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию, иначе у него возникнут тревожность, напряжение, неуверенность в себе. Правило № 5. Поддерживать в ребенке уверенность различными способами: -избегать подчеркивания его промахов -уметь демонстрировать любовь и уважение к ребенку -опираться на сильные стороны ребенка -проводить больше времени с ребенком -позволить самому ребенку решать проблемы там, где это возможно -советоваться с ребенком -избегать дисциплинарных поощрений и наказаний -проявлять веру в ребенка, демонстрировать оптимизм Правило № 6. Знать и применять способы (средства) психологической поддержки ребенка. Это: 1)слова: «красиво», «аккуратно», «здорово», «вперед», «продолжай»; 2)высказывания: «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»; 3)прикосновения: потрепать по плечу; дотронуться до руки; приблизить свое лицо к его лицу; обнять; 4)совместные действия, физическое соучастие: сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним; 5)выражение лица: улыбка; подмигивание; кивок; смех. Поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха! |