«Игровые приёмы развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста»
22.03.2023
Эффективность
коррекционно-развивающей логопедической
работы в ДОУ во многом зависит от преемственности в работе логопеда и
воспитателя. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми,
имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее,
значение в эффективности коррекционного процесса. Важно обратить внимание на
темы, при усвоении которых дети испытывают наибольшие затруднения. При развитии
речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит
формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач
коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Одной
из выраженных особенностей речи детей с нарушениями речи является расхождение в
объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов,
объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно
затруднено. Бедность активного словаря проявляется в незнании многих слов —
названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре
преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно
усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние,
качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи
происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение
синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения,
неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций. Трудности
наблюдаются при овладении формами словоизменения и словообразования:
- в умении образовывать однокоренные слова;
-
в использовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, глаголов с различными приставками;
-
в образовывании относительных и притяжательных прилагательных;
-
в согласовании прилагательных и числительных в роде, числе и падеже;
-
в употреблении предлогов.
Формирование лексико-грамматического строя
речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей,
продумать игровые приёмы, то можно добиться значительных результатов.
Обучение дошкольников необходимо
осуществлять с помощью игровых упражнений и дидактических игр с наглядным
материалом. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки,
картинки, разнообразные карточки-задания, графические схемы, дидактические игры
своими руками. Широкое использование дидактических игр является наиболее
эффективным методом. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции
способствуют успешному усвоению грамматического строя речи.
Виды дидактических
игр и заданий:
- настольно-печатные;
- дидактические;
- подвижные
игры;
- сюжетно
– ролевые;
- компьютерные
игры.
Подвижные игры
Подвижная игра
«Я знаю пять имён…»
Правила
игры. Договориться об очередности перехода мяча и о последовательности тем. Первый
игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в
баскетболе), приговаривая:
—
Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре,
Настя — пять.
Игрок
должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если
игрок справился с задачей, он переходит к следующей теме, заранее определенной,
например:
Я
знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран,
городов и т.д)
Если
игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему
участнику. Тот начинает сначала:
—
Я знаю пять имен девочек..
Для
усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться или
начинаться на определённую букву. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому
игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.
Игра
длится до тех пор, пока всем не надоест.
Подвижная игра
«Монах и краски»
Игра
для детей 7 лет. Считалочкой выбирают «продавца» красок и «монаха». Остальные
игроки будут красками, каждый из них должен на ухо сказать «продавцу» свой
цвет. Сделать это нужно так, чтобы «монах» не услышал. Главное, игроки не
должны выбирать один и тот же цвет. После того, как продавец знает все цвета
игроков, то они могут сесть на лавочку. Продавец стоит перед ними.
«Монах»
приближается и начинает говорить с «продавцом».
—
Тук-тук.
—
Кто там? — спрашивает продавец.
—
Я, монах в синих штанах, пришёл за краской!
—
За какой?
—
За …. (Монах называет цвет).
Бывает,
что такого цвета нет среди присутствующих. Тогда продавец отвечает:
—
Этой краски уже нет. Поскачи теперь по дорожке на одной ножке! «Монах» на одной
ноге прыжками огибает вокруг лавки. Когда становится на прежнее место, то
заново повторяется разговор. Если названый цвет присутствует среди игроков, то
«продавец» сообщает:
—
Эта краска у нас есть, плати (называет цифру до 10). Например, 7.
В
этот момент игрок, который является этой краской, вскакивает со скамьи и
отбегает. «Монах» должен подойти к «продавцу» и хлопнуть по его ладони
указанное количество раз, будто отсчитывает деньги. Только после этого он может
догонять сбежавшую краску. Если удалось поймать беглянку, то «монах» подводит
ее к лавке. «Продавец» должен спросить, что он нарисует этим цветом. «Монах»
придумывает креативный ответ. Затем этот цвет заменяет место «монаха». Прошлый
«монах» должен придумать свой цвет и назвать его «торговцу». После этого новый
игрок присаживается на «витрине» — скамейке.
Если
игрок оказался проворным, и смог убежать от «монаха», то должен успеть сесть на
лавку. Тогда все игроки остаются на прежних местах, и игра начинается заново.
«Продавец» придумывает новый цвет для игрока.
Картотека
других речевых игр в Приложении.
Литература:
1.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям
для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи
у дошкольников
с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
2.
Александрова Т.В. Практические задания по формированию
грамматического
строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.
– 48 с.
3.
Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез,
1999.
– 272 с.
4.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1991.
– 160 с.
5.
Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и
задания.
– СПб.: КАРО, 2002. – 96.
6.
Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.Селиверстова. – М:
Просвещ.,
2016.
7.
Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2002.
– 64 с.
8.
Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития
речи.
– М.: Аквариум, 1995. – 384 с.
9.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие
для
занятий с детьми 6 – 8 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2005.
10.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
11.
Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева,
2003.
– 240 с.
12.
Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые
игры
и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2023
Дата обновления: 22.03.2023
Дата публикации: 22.03.2023