08.04.2023
Консультация для
родителей
«Развитие речи детей
раннего возраста
через дидактическую
игру»
Подготовила:
воспитатель Отливан
Т.В.
Игра – основной вид деятельности
детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель)
и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. В игре выстраивается система
взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции,
среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои
мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Одной из форм обучения является
дидактическая игра, которая позволяет сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у детей интерес к познанию, облегчает процесс усвоения
знаний.
Дидактическая игра имеет определённую
структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму
обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача
- игровая задача
- игровые действия
- правила игры
- результат (подведение итогов)
Приведу несколько дидактических игр,
которые использую в работе с детьми раннего возраста.
Дидактическая игра «Собери
слонят»
Дидактическая задача: учить находить
одинаковые картинки; учить называть животных и выделять их.
Игровая задача: собрать слонят для
мамы слонихи, различая их среди других животных.
Игровое правило: правильно собрать
слонят, выделяя их среди других животных.
Ход игры
Воспитатель на фланелеграфе
выставляет картинки животных: 5 слонят, 5 белок, коза, медведь, кошка. Затем
показывает картинку с мамой-слонихой, которая плачет и говорит: «Мама-слониха
гуляла со своими слонятами и они перепутались с другими животными. Помогите
слонихе собрать своих слонят.
Дети находят картинки со слонятами и
ставят рядом со слонихой.
Дидактическая игра «Назови детёнышей»
Дидактическая задача: учить называть
животных и их детёнышей; активизировать речь детей.
Игровая задача: помочь животным найти
своих детёнышей.
Игровое правило: не ошибаться,
называя животных и правильно подобрать им животных.
Ход игры:
Воспитатель на фланелеграфе
выставляет хаотично картинки детёнышей животных, а внизу картинки взрослых
животных и говорит: «Мамы – животные гуляли со своими детками, а они все
разбежались. И теперь мамы не могут найти своих детёнышей. Давайте им поможем.»
Дети называют животное и подбирают
ему детёныша, повторяя за воспитателем его название.
Таким образом, используя
дидактические игры в системе обучения, можно не только развивать умственные
способности ребёнка и правильную речь, но
и формировать знания об окружающем мире.
Литература:
1.
Арушанова
А.Г. «Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей»:
М.:Просвещение:1999:272с.
2.
Бондаренко
Е.А. «Дидактические игры для детей от года до трёх лет»:М:АСТ: 2003:127с.