02.05.2023
Консультация для родителей. Тема: Как
помочь ребёнку повзрослеть?
Кризис трёх лет
Автор: Отливан Татьяна Валерьевна , воспитатель 1КК
Описание: Данная консультация
поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а
также, что делать, как себя вести, как реагировать на некоторые выходки
изменившегося ребёнка, а главное, как помочь малышу справиться с самим собой.
Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух
с половиной лет назад, исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он
издевается, проверяет нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда
вы вне себя. Это кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года –
прошли незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания,
жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко прожило
достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение, поведение, действия,
манеры воспринимались ребёнком как его собственные. И вдруг такая находка –
«Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту находку нельзя потрогать,
попробовать на зуб, разобрать, ей можно позабавиться, только проявляя в
поведении, чем дитё охотно и занимается: ноет, закатывает истерики, выражает
строптивость.
В простонародье таких детей по-разному называют.
Возрастные же психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования
личности ребёнка. А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок,
зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь
терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм,
обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого периода. Не
думайте, что «вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё не научился себя
вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».
- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе,
какая она – хорошая или плохая. Именно в этот период закладывается самооценка,
а значит, задача родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без
веских причин.
- Ребёнку важно всё делать самому, и это не
только есть, одеваться, чистить зубы – так развивается его самостоятельность;
сейчас же формируется и независимость, а значит – важно и решения самому принимать.
Уступайте ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность
переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё
существенно.
- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не
изводите его на корню, идите на разумные компромиссы.
- Зная об особенностях периода, смените тактику.
Нравится ребёнку проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он
мог реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю дочь,
запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает тапки, и кладу
их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится востребована. Берите ребёнка
«на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая что-либо понарошку, не будьте
слишком серьёзны, развлекитесь вместе, посмейтесь над детским непослушанием.
Здесь главное, чтобы малыш точно понимал, где игра, а где реальные
требования.
- Надо заметить ещё и то, что весь негатив
кризиса выливается на человека, который ближе всех в общении. Мама часто может
слышать в этот период от отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он
(ребёнок) так себя не ведёт!». И понятно, ведь всё предшествующее время малыш
жил именно мамой (или тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет
себя данному человеку с особым усердием.
- Часто в этот период дети становятся
невозможными нытиками. Идите снова на хитрость: делайте вид, что не понимаете
неразборчивую речь, но очень хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок,
переспросите: «Хочешь кок? Ноет бок? Очу ооок? Чулок!» Скажет как следует – получит
своё.
- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в
кулак и не обращайте внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы
без травм, остальное – пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни
положительных, ни отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт
должен знать: вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось.
Если ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте отвлечь
(только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите, «переведите
стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень жаль, но Баба-Яга
запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и отвлекать – это крайняя
мера, истерика должна быть проигнорирована! И помните – все наладится.
Результат прохождения кризиса – становление воли, самостоятельности, гордости
за свои достижения. Успехов вам!