01.12.2021
Технология "Музейная педагогика"
Музей - не просто дом, где вещи дышат, музей - хранитель тайн, всего святого.
Биенье сердца каждого услышит. Он - мост в долину самого родного.
Анна Леун.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт моей работы показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Нам удалось найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед воспитателем. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.
Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы воспитателя и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления мне очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
"Музейная педагогика"… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
- Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
- Гармонизация развития творческой личности,
- Формирование национальной идеологии,
- Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
- Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества
При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования.
Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:
- цель,
- задачи,
- направления,
- принципы,
- музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
-Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
-Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
-Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
-Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
-Формирование у дошкольников представления о музее.
-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
-Развитие речи и расширения словарного запаса.
-Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
Воспитание культуры поведения.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным предметам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
Мини - музеи в детском саду
Детсадовские мини-музеи с начала своего существования интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной. Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта и т.д.
Цели и задачи мини-музея.
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора дошкольников.
5.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6.Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.
7.Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Где расположить мини-музей.
Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях, при желании, модно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная щирма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого расположения мини-музея есть свои минусы и плюсы.
Групповые помещения.
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты в режиссерских играх, проводить самостоятельные исследования и эксперименты. Однако расположение мини-музея в группе имеет свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею имеют дети одной только группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того, родители других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевалка.
Имеет те же преимущества, что и музей в группе, плюс у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостаток тот же.
Помещение для дополнительных занятий (изостудия).
С одной стороны, помещения для дополнительных заданий идеально подходят для размещения некоторых видов музеев. Например, в изостудии вполне уместен музей декоративно-прикладного искусства. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода.И для того, чтобы музей не слишком сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.
Холлы.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открыт и бесконтрольный доступ к музею, что ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Как оформить мини-музей.
Эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты, о степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является размещение экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины.
Горизонтальные и вертикальные поверхности. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости, например, на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это усложняет задачу удержания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Использование ширм
- Использование стендов
- Использование мобиле
- Размещение материала на настенных полочках
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветка деревьев.
Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Лучше всего смотрятся стенды на мешковине или бортовке. Особую нарядность им придают элементы из ситцевой ткани. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея происходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по цвету, форме. Расположению. А этот факт играет немаловажную роль для привлечения и удержания внимания детей. Если для музея определено специальное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиле, временную спираль, гирлянды и т.п. К вертикальным приемам оформления относятся так же вазы с раскидистыми ветками.
Как использовать в работе с детьми и родителями.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда удобны для проведения полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут вести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1.Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
2.Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды. Рассказ, о которых не входит в сегодняшние планы воспитателя. В этом случае воспитатель предлагает детям самим посмотреть и попробовать догадаться, о чем там идет речь. Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей. Не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз» Если дети сориентировались в материале самостоятельно, то при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
3.Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей. То возможен другой вариант Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.
Значение и использование мини-музеев.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Таким образом, я убеждена, что музейная форма представления материала способствует образному познанию, формирует социальную установку, делает жизнь всех участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанников, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.
Список литературы:
- Н.А.Никишин "Музей и новые технологии" М.: Прогресс-Традиция, 1999;
- М.Ю.Юхневич "Я поведу тебя в музей" М.2001;
- Н.А.Рыжова "Мини-музей в детском саду" М.: Линка-Пресс 2008;
- Н.В.Микляева "Музей в детском саду" М.: Сфера 2011;
- А.Н.Морозова "Музейная педагогика" М.: Сфера 2006;